Гибель советской подводной лодки в 1983 году

Очнувшись, вставил ключ в замок отдраивания кремальеры нижнего люка, но отдать кремальеру не смог, так как воды в шахте было около трех тонн". Одна минута - один удар…". Чтобы лучше оценить роль мичмана Баева в спасении подводников 7-го отсека АПЛ К, следует вспомнить, что 21 октября года, когда в Уссурийском заливе затонула дизельная подводная лодка "С" на глубине 31 м, 4 подводника, также находившиеся в 7-м отсеке, не смогли открыть спасательный люк. Видимо, среди них не было моряка, имеющего знания, опыт и самообладание В. О том, что произошло в носовых отсеках К, после того как она оказалась на грунте, участники тех событий рассказывали следующее. После затопления 4-го отсека забортная вода начала поступать одновременно в 1, 2 и 3-й отсеки. Поскольку на пульте управления системами жизнеобеспечения АПЛ, как и на всей подлодке, не было электропитания, закрыть нужные захлопки дистанционно с помощью электроманипулятора не представлялось возможным. Личный состав этих отсеков некоторое время находился в растерянности, видя, а чаще слыша, льющуюся со всех сторон забортную воду. Помощник командира Александр Петрович Розборский, сориентировавшись, все-таки сумел закрыть переборочные захлопки с помощью гидроманипулятора, находившегося на средней палубе 3-го отсека. В возникшей аварийной ситуации на АПЛ оказалось недостаточно индивидуальных средств защиты аппаратов ИДА и портативных дыхательных устройств ПДУ , количество которых было предусмотрено только на штатную численность экипажа не хватало около 32 комплектов. Обстановка усугубилась еще и тем, что аккумуляторные батареи, отслужившие два срока и поэтому выделявшие водород выше допустимых норм, взорвались. В 3-м отсеке это произошло через восемь часов после аварии, то есть 25 июня, в 1-м - через сутки го. Врач подводной лодки майор медицинской службы Анатолий Иванович Краснов анализировал обстановку в отсеках и давал личному составу рекомендации по поддержанию работоспособности. Не всем удавалось владеть собой.

25 лет назад затонула уникальная советская подлодка «Комсомолец»

Порой создавалась ситуация, когда теряли контроль над собственными действиями даже те, кто должен был подавать пример другим. Почти на любой затопленной подводной лодке найдется член экипажа, плохо знающий устройство спасательного снаряжения и страдающий клаустрофобией. На АПЛ К таким оказался один из мичманов. Его несколько раз пытались шлюзовать, но он всегда в последние минуты давал дробь - отстукивал условный сигнал срочной отмены выхода. Вынужденно делали сброс воды и извлекали его вместе с остальными из торпедного аппарата. Наконец мичман сознался, что боится темноты и замкнутого пространства. Краснов показали ему, как дышать в аппарате, снабдили фонариком, чтобы побороть страх перед темнотой, и он вышел на поверхность благополучно. Маркман же заметил на гидрокомбинезоне С. Если бы ее вовремя не заклеили, от попадавшей через прореху ледяной воды мог случиться холодовый шок или того больше - Данейкуль оказался бы неспособным к всплытию из-за утяжелившегося гидрокомбинезона. Важным условием жизнеобеспечения в носовых отсеках АПЛ был строгий контроль за нарастанием в них избыточного давления и соблюдением мероприятий по его выравниванию при переходах между отсеками. Был случай, когда пренебрежение необходимостью такого контроля чуть не привело к гибели человека. Произошло это во время перехода из отсека в отсек. Вахтенный матрос у переборочной двери, не открыв клапан выравнивания давления между отсеками, сразу начал открывать дверь. В доли секунды дверь резко самопроизвольно открылась и, ударившись о стоящий в отсеке трансформатор, вновь захлопнулась. В результате мичман В. Еремеев получил ушибы правого плеча и правой височной области головы. Корабельный врач майор медицинской службы Краснов оказал помощь пострадавшему. Силу удара можно было оценить по вмятине, оставленной на корпусе трансформатора. Последними из затонувшей АПЛ, путем затопления отсека, а также свободным всплытием выходили А. Ввиду того что они пробыли под давлением длительное время, обеспечивающие всплытие врачи Герой Социалистического Труда полковник медицинской службы В. Семко, полковники медицинской службы А. Голощапов с целью недопущения у них декомпрессионной болезни провели для профилактики превентивную лечебную рекомпрессию.

Спасение подводников АПЛ К с глубины 40 метров - результат отличной подготовки офицерского и старшинского состава по использованию спасательных устройств ПЛ, а также наличия у них надежного средства спасения ИСП , разработанного сотрудниками го ГНИИ под научным руководством полковника медицинской службы И. Александрова совместно с коллективом конструкторского бюро из г. Полковник медицинской службы в отставке В. Старшим на борту был начальник штаба дивизии, Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга Гусев. На лодке находились человек, в результате катастрофы погибли 16 членов экипажа. Николай Михайлович Суворов был осужден Военным трибуналом Тихоокеанского флота к десяти годам лишения свободы. Три года провел в колонии поселения в Новгородской области. Освобожден по амнистии в сентябре года. Умер 26 сентября года в Санкт-Петербурге. Из объяснительной записки Суворова Н. Этому трагическому происшествию предшествовали следующие события Однако за неделю до катастрофы командир дивизии Алкаев Н. Суворов крайне отрицательно отнесся к задаче, поставленной командиром дивизии. Мы приняли решение поочередно попытаться его убедить не изменять годовой план. Первым пошел я, разговор происходил в резкой форме со стороны командира дивизии, и он просто выгнал меня из кабинета. После этого к командиру дивизии пошли капитан 1-го ранга Суворов Н. Мне был отдан приказ выйти в море, иначе через 30 минут я буду исключен из рядов КПСС и отдан под суд военного трибунала. В это же время командир соседней дивизии готовился уехать в отпуск, но у него оказалась задолженность по боевой подготовке — не выполнил обязательную торпедную атаку по ПЛ в дуэльной ситуации. Для этого нужна была мнимая ПЛ противника. Эта лодка находилась под командованием капитана 2-го ранга Белоцерковского и проходила доковый ремонт, ее экипаж потерял линейность и выйти в море не мог. Однако вечером того же дня узнал, что план подписан, то есть утвержден начальником штаба флотилии контр-адмиралом О. Я прибыл к Ерофееву и попробовал его убедить отменить решение, но получил ответ: Один экземпляр отправил в штаб флотилии, второй закрыл в сейфе в своем кабинете Первым делом я ворвался в свой кабинет и обнаружил взломанный сейф. Так принималось решение о выходе лодки в море. Из объяснительной записки Н. Тот ответил, что он дублер, прибыл из казармы за 15 минут до выхода в море.

Я спросил старшего помощника Рычкова, как мог оказаться здесь этот матрос. Он ответил, что по приказанию капитана 2-го ранга Белоцерковского из казармы были приведены 12 молодых матросов для учебы в море незадолго до выхода. На мой вопрос, почему мне не доложили, сказал, что доложил капитану 2-го ранга Белоцерковскому. Я подошел к капитану 2-го ранга Белоцерковскому и задал те же вопросы. На них он ответил: Заместитель командира Пузик В. Старшину команды трюмных мы не дождались. Параллельно нагрянули представители из штаба флотилии, для выполнения своего плана. Из пояснительной записки старпома И. А так как на борту ПЛ было загружено спецоружие, за содержание и повседневную эксплуатацию которого отвечал капитан 2-го ранга Белоцерковский, на момент начала приготовления корабля к выходу в море, его экипаж был обязан идти в море тоже. После проворачивания оружия и технических средств вручную, которое проходило в моем присутствии, мне по телефону лично командиром дивизии, капитаном 1-го ранга Алкаевым Н. Лиховозов перед выходом мне доложил, что лиц, незаконно отсутствующих, нет. Приказ ВРИО командира дивизии Гусева об укомплектовании и прикомандировании недостающего личного состава был подписан всего за один час до выхода подводной лодки на стрельбы. Этим приказом было прикомандировано 58 специалистов. Я и мои подчиненные были поставлены в условия, при которых за 12 часов был собран экипаж. Нужно было проверить подготовку людей, ознакомиться с материальной частью ПЛ, выгрузить боевые и погрузить практические торпеды, принять корабль и подготовить его к выходу в море. Прервем документальное повествование, чтобы подвести главные итоги вышеизложенного. Из дополнений и замечаний на протокол судебного заседания. Нарушений в такой спешке не могло не быть. Последние три прикомандированных прибыли за 15 минут до отхода от пирса. Я не поставил свою подпись в месте готовности на выход в журнале, так как не было всех подписей флагманских специалистов, обязанных проверить ПЛ перед выходом в море и сделать роспись. Эту подпись я сделал после выхода из затонувшей ПЛ, когда капитан 1-го ранга Алкаев попросил меня это сделать с глазу на глаз. То, что не было моей подписи на момент выхода, может подтвердить адмирал флота Сорокин. Почему в такой ситуации нельзя было задержать выход? Потому что для выполнения торпедных стрельб другие корабли уже вышли в заданный район. Из дополнений Суворова Н. На основании доклада Рычкова я доложил Гусеву — старшему на борту, что ПЛ к походу готова, он дал разрешение на отход от пирса. Из приговора военного трибунала Тихоокеанского флота от Напомним,что старшины команды трюмных на ПЛ не было. Через несколько часов судьба Суворова сломается навсегда. Его подлодка утонет, 14 моряков погибнут, а самого командира приговорят к 10 годам исправительных работ.

Не дай бог матерям в мирное время получать похоронки, не дай Бог попадать в тюремную камеру на перевале достойно прожитой жизни, отдав лучшие годы службе Отечеству Увы, история — тесное место. У капитана 1-го ранга Суворова не получилось. Наверное, он имел право на малодушие после того, что пережил, но не более. Но об этом ниже. Трагедия Выйдя в бухту Саранная, К начала погружение. В советское время матрос был всегда не виноват, а виноват командир, потому как командир недоучил. Да и сейчас в этом отношении мало что изменилось. Через два отверстия совокупным диаметром 80 см хлынула вода в 4-й отсек. В считанные секунды оказался затоплен распределительный электрический щит.

гибель советской подводной лодки в 1983 году

В течение 19 секунд затопило 4-й отсек электротехнического управления реактором и 5-й реакторный отсек. Четырнадцать моряков погибли в 4-м отсеке практически сразу, среди них — щесть офицеров. Подлодка легла на грунт на глубине 42 метра. В штабе 2-й флотилии на берегу, когда подлодка не вышла на связь в первый раз, почему-то никто не встревожился. Когда лодка не вышла на связь второй раз, реакция командования не изменилась. Просто начальники не посчитали нужным. И все, без затейливых объяснений. Эх, Россия, мать наша… Мичман Баев Атомоход К лежал на грунте с дифферентом на нос и креном на правый борт. Четвертый и пятый отсеки были полностью затоплены. В них погибли 12 человек в первый десяток секунд поступления воды. Чтобы понять, что из себя представляет поток воды, хлынувшей в прочный корпус подлодки, вспомните кадры из документальной хроники, когда демонстрантов сбивают с ног из пожарных брайдспойтов. Давление в пожарном рукаве достигает 10 атмосфер. Теперь увеличьте диаметр брандспойта до 40 см, а давление — до 20 атмосфер… Из 4-го отсека выйти никто не успел Двадцать два подводника из 4-го и 5-го отсеков остались отрезанными в корме. Об этом не принято писать. Считается, что люди сполна заплатили за свои мучения. Но тогда на их фоне тускнеют настоящие герои. Их не видно из-за спин тех, кто поддался минутной слабости. Неконтролируемый страх за свою жизнь, лишающий людей воли, разума, превращающий их в животных, — вот что такое паника. Подводники с ревом метались по отсеку, и кто-то должен был их остановить, иначе погибли бы ВСЕ. Мичману Василию Баеву в те далекие годы едва исполнилось 23 года. Он к тому времени прошел суровую школу морского спецназа на Черноморском флоте по специальности водолаза-глубоководника, на К состоял в должности техника-турбиниста, был награжден орденом Красной Звезды за переход под Северным полюсом. Баев в те страшные минуты взял командование отсеком на себя и стал попросту бить паникеров. И что удивительно, все 21 человек приняли его как командира, даже два офицера, находящихся в 4-м отсеке, почувствовали, что его воля, самообладание и профессионализм — это единственный шанс для спасения. Но Василий Петрович был жив Он умер значительно позже. Но об этом рассказ особый. Баев производил впечатление удивительно спокойного человека — без тени бахвальства или самолюбования. Василий не пытался даже высказать упрек в адрес своих товарищей за то, что те поддались панике. Однако в далеком году по горячим следам на вопрос следователя, почему именно он взялся командовать отсеком и спасением людей, Баев ответил: Почти сутки томительного ожидания тянулись как целая жизнь. Людей надо было чем-то занять, отвлечь, и Баев приказал проверять легководолазное снаряжение, найти аварийные фонари, сам же занялся проверкой шлюзовой камеры, через которую подводникам предстояло выходить на поверхность. Все это время он подбадривал людей и уверял, что помощь скоро придет.

Он был одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом для будущих кораблей подводного флота. Технический проект был утвержден в декабре года. В августе года лодка была спущена на воду, а 5 августа года, по завершении достроечных работ на плаву, передана 1-й флотилии Северного флота. Еще в период ходовых испытаний, имея на борту конструкторов и строителей, лодка погрузилась на метров, установив абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания. Атомоход построили в единственном экземпляре, чтобы обкатать корабль и его команды — основную и сменную — на больших глубинах. Сомнений в надежности корабля ни у кого не возникало. Утром боевая смена несла вахту в обычном режиме. Из седьмого матрос Нодари Бухникашвили доложил: Это были его последние слова. Вахтенный механик, капитан 3-го ранга Вячеслав Юдин, немедленно объявил: На главном командном пункте инженер-механик, капитан 2-го ранга Валентин Бабенко, пытался связаться с аварийным седьмым отсеком по общекорабельной связи.

Как КПСС утопила подводную лодку

Командир подлодки, капитан 1-го ранга Евгений Ванин, в считанные секунды принял единственно правильное в данной ситуации решение: Но система, которая в теории должна нейтрализовать пожар высокой интенсивности, оказалась бессильной перед разыгравшейся стихией. От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопровода высокого давления, и аварийный отсек сразу же превратился в подобие мартеновской печи. Огонь перекинулся на шестой отсек. Немедленно был остановлен парогенератор. Левый турбогенератор отключился сам. Сработала автоматическая защита реактора. В дополнение к этому заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжелое отравление. Лодка, увеличивая ход, стала всплывать. Однако на глубине около метров сработала аварийная защита реактора, и К потеряла ход. Командир корабля капитан 1-го ранга Е. Ванин сообщил об этом в штаб Северного флота. С лодки доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не дает огню разрастись. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе 6-го и 7-го отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух. Врач, старший лейтенант Леонид Заяц, ни на минуту не останавливаясь, делал искусственное дыхание морякам. Трагедия случилась за 5 дней до возвращения ПЛ в базу в Норфолк. Причина гибели до сих пор не ясна, хотя официальной версией является взрыв торпеды Mark Проект ЖМТ, November. Атомная торпедная подводная лодка, модификация проекта, отличающаяся тем, что в энергетической установке в качестве теплоносителя применялась расплавленная смесь свинец-висмут. В ходе испытаний ГЭУ в режиме полного хода реактор вышел из-под контроля, мощность стала резко падать. Авария сопровождалась выбросом радиоактивного газа в реакторный отсек, откуда он стал распространяться по всем отсекам. Все члены экипажа получили различные дозы радиации, однозначно судить о причинах последующей смерти в различные сроки после аварии около 30 подводников сложно [33] Лодка в море больше не выходила, простояла 14 лет на приколе в губе Гремиха, в сентябре г. После модернизационных работ произошёл несанкционированный выход ядерного реактора на мощность. В результате аварии активная зона и реактор были выведены из строя и заменены. Радиационная обстановка в реакторном отсеке резко ухудшилась, однако разгерметизации первого контура не произошло [34]. Лодка шла со скоростью узлов на глубине около 50 метров, когда внезапно возник перебой электропитания.

гибель советской подводной лодки в 1983 году

Лодка потеряла ход, стала неуправляемой и с быстро растущим дифферентом на нос стала проваливаться на глубину. Через 60 секунд в почти вертикальном положении она достигла глубины около метров носом корма на метрах. Экипаж успел продуть балластные цистерны и остановил падение лодки, после чего она начала всплывать. Во время всплытия сначала выровнялся дифферент на нос, затем быстро стал нарастать дифферент на корму и через секунд после сбоя электропитания лодка выскочила на поверхность снова в почти вертикальном положении, но уже носом вверх. Как ни странно, после всего этого лодка добралась в базу своим ходом. Пострадавших не было, но корпус оказался серьёзно повреждён стремительными перепадами давления и в сентябре лодку признали не подлежащей ремонту [35]. Затонула на глубине 10 м прямо у пирса в результате попеременного заполнения носовых и кормовых балластных цистерн двумя разными группами специалистов, которым для работы требовалась разная дифферентовка лодки, и которые не знали о действиях друг друга. Поднята через 3 дня, ремонт обошёлся по разным данным в млн долларов [36]. После аварийного всплытия своим ходом вернулась в базу [16]. Во время отработки трёхчасовой программы тренировки, через 5 минут после последней связи, геофизической лабораторией был зафиксирован подводный взрыв. В результате совместной поисково-спасательной итальяно-французской операции спасателями было замечено несколько обломков и нефтяное пятно. Лодку обнаружить не удалось. Предположительно лодка затонула на глубине м неподалёку от мыса Камарат в 35 милях от Тулона в Средиземном море. Погибли 56 французских моряков и 1 пакистанский офицер. Причина гибели субмарины не установлена [37]. Атомная ракетная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Бискайском заливе. Первая потеря советского атомного флота [38]. АПЛ с крылатыми ракетами. Стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос, но вскоре смогла удержать глубину, затем всплыла. Заглушенные автоматической защитой реакторы запустили, но при попытке дать ход выяснилось, что заклинен правый винт.

Подошедший буксир доставил лодку в базу, где обнаружились повреждения стабилизатора, лёгкого корпуса в районе отсека и вмятина прочного корпуса в 9 отсеке. На американской лодке повреждено ограждение и люк рубки, сама прочная рубка заполнилась водой, жертв также не было. Maria van Riebeeck первая южноафриканская подводная лодка французской постройки возвращалась во французский порт Тулон ночью в надводном положении. Лодки поздно заметили друг друга и совершили резкие манёвры, что только усугубило ситуацию и южноафриканская лодка почти под прямым углом протаранила французскую, на которой погибли 6 человек [40]. Дизель-электрическая лодка заряжала аккумуляторы в Портсмуте. Взрыв водорода убил одного и серьёзно ранил 14 человек. Лодку починили и вернули в строй. Во время третьей индо-пакистанской войны ПЛ подорвалась на собственных минах и затонула на виду индийской военно-морской базы Вишакхапатнам [41]. Есть также версия, что взрыв в носовой части был внутренним, возможно взрыв собственных торпед или мин. Пентагон заявил, что подобные происшествия имели место и в прошлом, однако в виду отсутствия опасности для людей о них не сообщалось [42]. При возвращении в базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике произошёл объёмный пожар в девятом отсеке. В м отсеке отрезанными оказались 12 человек. Освободить их удалось только на базе через 23 дня после пожара [16]. Обе подводные лодки всплыли, советская подлодка затем погрузилась снова. Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами. После проведения внутри субмарины покрасочных работ, произошёл несанкционированный пуск системы пожаротушения пятого отсека. В результате двое подводников отравились смесью паров этиленового лака и фреона. Две лодки неустановленных номеров столкнулись в Кольском заливе. Атомная подводная лодка проекта А следовала на базу, дизельная лодка проекта выходила в море. Ошибочно приняв встречную лодку за дозорный корабль, атомоход допустил опасное сближение. Дизельная лодка шла без включённого радиолокатора несмотря на предупреждение о возможности встречи с атомоходом. Атомная лодка получила повреждения лёгкого корпуса, у дизельной лодки была полностью повреждена гидроакустическаястанция [44]. Подводная лодка неустановленного номера возвращалась на базу с патрулирования в Средиземном море. Следуя незнакомым маршрутом, лодка вышла прямым курсом на банку Гёттисберг и допустила касание дна, в результате чего получила небольшие повреждения лёгкого корпуса.

До середины следующей ночи лодка продолжала движение в надводном положении [44]. Атомная ракетная подводная лодка стояла в базе. Лодка снялась со швартовых и пошла в море. Швартовые команды ещё убирали концы, когда лодку накрыло несколькими мощными волнами. Шесть человек оказались за бортом, тела нашли только следующим утром. Дизельная лодка с крылатыми ракетами в переименована в Б Возник пожар в 5 отсеке, ликвидированный системой ЛОХ лодочная объёмная химическая с использованием фреона. Но фреон также ошибочно был подан и в 7 отсек, где погибли 2 человека, ещё 9 человек из этого отсека судовой врач успел спасти. Причина пожара — забытый на переключателе гаечный ключ, причина ошибки подачи фреона — неверная маркировка на системе ЛОХ. Виновником был признан судоремонтный завод. Атомная лодка с крылатыми ракетами. Выходила из базы, следуя в горле Авачинской губы. Береговые службы на это не отреагировали. В условиях плохой видимости 1, каб. Подводная лодка находилась в Филиппинском море. По ошибке приняв собственные отражённые от кораллового рифа шумы за шум винтов иностранной подводной лодки, допустила столкновение с рифом. Позже в данном районе была обнаружена необозначенная на картах банка [44]. Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами находилась в Средиземном море недалеко от острова Крит. Дистанцию он определил на глаз, второй фрегат неподалёку не заметил, в планы свои старпома и штурмана не посвятил, а беспорядочные смены курса и глубины крайне мешали работе гидроакустиков. Лодка вернулась в базу сама, но ремонт занял много месяцев. Фрегат также был сильно повреждён, лишился хода, несколько человек вылетели за борт, но не пострадали. Судно отбуксировали в базу, ремонт обошёлся в тыс. При выполнении манёвра под управлением командира второго экипажа, не имевшего допуска к самостоятельному управлению, произошло касание грунта с повреждением лёгкого корпуса и гидроакустических станций [44]. Пожар на борту во время движения в Северной Атлантике [22]. В результате попадания масла в регенеративный патрон ИДА он воспламенился. К и рыболовное судно.

гибель советской подводной лодки в 1983 году

Подводная лодка двигалась на перископной глубине. Одно из шести рыболовных судов, находившихся в районе, изменило курс на лодку и, несмотря на предпринятый лодкой манёвр уклонения, столкнулось с ней. Повреждения получили перископы и антенные устройства [44]. Во время дежурства в Средиземном море намотала на линию левого вала якорный трос плавучей буровой платформы. Удаление троса произведено водолазами прибывшей на помощь плавучей базы [44]. Атомная подводная лодка в Средиземном море в подводном положении столкнулась с коралловым рифом. Причинами считается отказ оборудования и недостаточная подготовка экипажа.

  • С фидером на реке видео 2015
  • Поклевка удмуртия
  • Новостройки в рыбацком петр великий
  • Нерестовый запрет и моторная лодка
  • На лодке уничтожен сонар и слетел с креплений резервный дизель. Атомные лодки с крылатыми и баллистическими ракетами. К возвращалась в базу из северо-восточной Атлантики, сбившись с курса на 12 миль. К выполняла задачи в полигонах БП. На обеих лодках были значительные упущения организации штурманской и радиолокационной службы. Лишь по счастливой случайности столкновение было скользящим, повреждения незначительны. Из системы охлаждения реактора вылилось значительное количество радиоактивной жидкости. Жертв нет, но многие получили ожоги. Данные об объёме утечки и причинах аварии самые противоречивые. При движении подводной лодки в тумане не был вовремя обнаружен манёвр танкера. Столкновение произошло при почти погашенной скорости.

    гибель советской подводной лодки в 1983 году

    И он получил по приговору десять лет лишения свободы. Но насколько справедлив был суд? И кто еще должен был оказаться на скамье подсудимых? Итак, что же произошло? Согласно объяснительной записке Суворова, 24 июня года в 23 часа 27 минут местного камчатского времени при погружении подлодка легла на фунт на глубине 42 м с затопленным четвертым отсеком. Вода прошла через не закрывшиеся захлопки вдувной и вытяжной вентиляции. Этому трагическому происшествию предшествовали следующие события. Экипаж уже готовился к отпуску, который был запланирован на июнь года. Однако за неделю до катастрофы командир дивизии Н. Алкаев вызвал Суворова и поставил перед экипажем задачу, не входившую ни в какие планы. Подлодка должна была выйти в море на одни сутки для выполнения боевого упражнения с тем, чтобы закрыть план боевой подготовки экипажа и дивизии в целом. Суворов крайне отрицательно отнесся к этой затее, но все попытки и его, и его заместителей закончились ничем. Командир дивизии не изменил своего решения. Между тем он хорошо знал из доклада Суворова и иных источников, экипаж был разукомплектован, причем на лодке недоставало половины экипажа. Но, быть может, такой приказ диктовался острейшей необходимостью? Вот что сообщил по этому поводу Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга А. Так вот, экипаж К для суточного выхода в море формировался именно так! И это было нарушением всех инструкций.

    При замене 30 процентов экипажа лодка считается небоеготовой! Это и понятно, подчас на глубине всё зависит от коллективных действий, от слаженности экипажа, от чувства локтя. Ни о какой трёхсуточной базовой подготовке, предшествующей каждому выходу, речь и не шла. Не было даже времени на проверку работы систем и механизмов. Но адмиралов это не смутило. В тот день против выхода в море абсолютно неготовой лодки категорически протестовали начальник штаба дивизии капитан I ранга Алексей Гусев и только что назначенный командир капитан I ранга Николай Суворов. После адмиральского "Партбилет на стол! Но их, как потом выяснилось, попросту положили под сукно. Так К вышла в море со сборным экипажем.

    гибель советской подводной лодки в 1983 году

    На борту было человек вместо штатных Народ согнали на всякий случай — а вдруг кого подменить в море придется? А дальше произошло то, что, собственно говоря, в этой ситуации и должно было произойти… Команда "к погружению" в отсеках не была выполнена, не закрыты вентиляционные захлопки, не заблокированной оказалась система корабельной вентиляции. При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и легла на глубину около 35 метров. В четвертом отсеке хлынула вода. А глубинометры центрального поста показывали нулевую отметку, как будто лодка и не погружалась. Приборы были отключены на заводе — лодка-то, по сути, находилась в межпоходовом ремонте! Из отсеков пошли доклады о поступлении воды через систему вентиляции. Субмарина, приняв в своё нутро кубов ледяной воды, легла на дно. Только после этого сыграли аварийную тревогу. В этой ситуации командир Суворов отдал команду продуть цистерны главного балласта. Плохо знакомый с приборами оператор на пульте дистанционного управления вместо того, чтобы закрыть клапана вентиляции, закрыл кингстоны. Вместо того, чтобы вытеснять воду из цистерн, воздух уходил прямиком наружу. А корпус постепенно заполнялся водой…Вскоре вышло из строя всё электрооборудование, оказался обесточен и частично затоплен центральный пост. Клапана вентиляции удалось закрыть вручную только ночью следующего дня.

    Игорь 14.12.2017

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *